Практическая инструкция по генерации новых идей

Рано или поздно в любом творческом коллективе наступает момент, когда все идеи исчерпаны, все темы освещены и кажется, что остается только признаться в своем бессилии придумать что-то новое. Именно для такого случая психологи разработали множество методов активации поиска решения. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Первый метод называется «мозговой штурм», предложенный в конце 1930-х годов американским психологом А. Осборном. В своих работах он опирался на исследования древнегреческого ученого Сократа (470-399 гг. до н.э.). В чем его суть? Как известно, существуют так называемые «генераторы идей» – люди с неуемной фантазией. А есть люди, склонные к критическому анализу.

Обычно эти люди собираются вместе для обсуждения идей и мешают друг другу. А. Осборн предложил их разделить. «Фантазеры» в течение 20-30 минут выдвигают несколько десятков идей, причем допускаются самые немыслимые идеи, критика строго запрещена. Для достижения максимального эффекта в обсуждении должны принимать участие люди разных профессий. Ведется непрерывная запись обсуждений на диктофон. Далее в дело вступают критики. Их задача – проанализировать все высказывания и отыскать рациональное зерно в каждой высказанной идее.

Следующий метод был предложен американским ученым У. Гордоном. Основываясь на методе «мозгового штурма» он доработал его в свой так называемый метод синектики. Суть этого метода в том, что критики не отстраняются от обсуждения, а принимают в нем активное участие. Но при этом предусмотрено выполнение четырех основных приемов, основанных на аналогии:

1) прямой аналогии (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
2) личной аналогии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);
3) символической аналогии (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
4) фантастической аналогии (представьте, как бы эту задачу решили сказочные персонажи).

Еще один способ поиска решений – метод фокальных объектов. Его суть в том, что признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект. При этом иногда получаются фантастические объекты. Например, сочетание объектов «лягушка» и «карандаш» создает новый предмет «зеленый карандаш» или «мокрый карандаш».

Есть еще метод морфологического анализа. Заключается он в том, что главные характеристики рассматриваемого объекта (оси) разделяются на составляющие (элементы). Например, поставлена задача – изучить варианты запуска двигателя в зимних условиях. В данном случае главная характеристика двигателя – источник энергии. Составляющие источники энергии – аккумулятор, химический генератор тепла, бензиновая горелка. Заменяя или добавляя составляющие можно осуществить поставленную задачу. В данном случае для запуска двигателя можно использовать как любой из этих источников энергии, так и все вместе.

Метод интенсификации поиска и метод контрольных вопросов также можно использовать для поиска идей. Например, используя наводящие вопросы «А если сделать наоборот?», «А если изменить форму объекта?», «А если изменить используемый материал?» можно добиться решения поставленной задачи, заставив людей искать на них ответы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: